Рекламный баннер 990x90px bantop

Генерал Карбышев. Его провели по всем лагерям

07:10 12.11.2024 16+
Генерал Карбышев. Его провели по всем лагерям, но не сломили. О чем всю жизнь жалела его жена.

О подвиге Дмитрия Карбышева, его героической стойкости в нашей стране знает каждый школьник. На февральском морозе фашисты облили своего узника холодной водой, так что он заживо превратился в ледяную фигуру. Но этим, к сожалению, и исчерпываются наши знания о герое.

Между тем… Вы только вдумайтесь. Генерал Карбышев попал в плен в первый месяц войны и провел в разных концлагерях три с половиной года.

Фашисты испробовали на нем весь арсенал уловок: угрозы, пытки, лесть, шантаж судьбой близких, чтобы склонить его к сотрудничеству. Убить его решились лишь когда к Маутхаузену приблизились американские танки.

Чем был так важен генерал-лейтенант инженерных войск? Какими талантами и информацией невероятной ценности он располагал?

1 марта 1887 года. В Санкт-Петербурге предотвращено покушение на Императора Александра Третьего. Арестованы 15 заговорщиков. Среди них студент Петербургского университета Александр Ульянов — старший брат будущего вождя мирового пролетариата. В Казани за ночь все афишные тумбы оказываются обклеенными прокламациями в поддержку покушавшихся на царя: «Долой самодержавие».

Охранка быстро вычисляет автора прокламаций. Это Владимир Карбышев — студент Казанского университета. В Омске на квартире его родителей проходит обыск. Вспарывают даже тюфяк, на котором спит самый младший из шестерых детей Карбышевых — Митя. С этой минуты вся семья превращается в изгоев. Отныне они под негласным надзором полиции.

Старший брат за вольнодумство тут же был исключен из университета и отправлен на каторгу. Там он и погиб. От этого пострадал и младший, Митя. Когда он поступал в кадетский корпус, его не приняли за государственный счет. Он единственный учился на свои деньги.

Мите Карбышеву не было и восьми, когда он оказался в ситуации один против всех. Любой на его месте пал бы духом, но только не этот тщедушный мальчик со следами оспы на лице. У Мити открылся необычайный талант к рисованию.

К тому же Митя был от природы остроумен, так что быстро сделался любимцем одноклассников. А добиваясь права учиться за казенный счет, он стал лучшим учеником. После окончания кадетского корпуса, который он закончил по первому разряду, он хотел поступить в художественное училище. Но на семейном совете решили, что он будет военным.

Маленький Митя любил просыпаться первым в семье. Надевал отцовскую папаху, так как род Карбышевых был из казаков, ставил самовар, а после этого будил каждого из домашних смешной прибауткой: «Соизвольте вставать. Ваше Высокоблагородие. Самовар кипит, стол накрыт, чай разлит».

В нем чувствовалась военная жилка. И понятие «долг офицера» было для Карбышева не пустым звуком.

22 июня 1941 года, когда ему, 60-летнему генерал-лейтенанту, приехавшему из Москвы на границу с инспекцией, предложат срочно эвакуироваться в столицу, он жестко откажется: «Не считаю это удобным для себя». И будет прикрывать отход группы бойцов и офицеров, когда взрыв и последующая контузия лишат его возможности сопротивляться врагу.

Первая в жизни война, русско-японская, застала поручика Карбышева в Приамурском военном округе.

Со своей саперной группой он занимался, казалось бы, вспомогательной работой: рекогносцировкой маршрутов, делал промеры рек, устанавливал войсковую связь, наводил переправы и мосты. Но все это происходило в условиях боевых действий.

Когда воинская часть, в которой служил Карбышев, попала в окружение, и их ждала неминуемая гибель или пленение, он собрал своих подчиненных, сделал разведку боем, и вся часть с минимальными потерями вырвалась из окружения. За этот подвиг Дмитрий Карбышев получил пятую боевую награду «За храбрость».

Вскоре Карбышев был вынужден оставить военную службу. После «Кровавого воскресенья» в 1905 году в частях русской армии начались волнения. Карбышеву приказали усмирить смутьянов. Но поручик-инженер, который в походах разделял с солдатами всю меру опасности и риска, встал на их сторону.

Он был уволен из армии и работал во Владивостоке чертежником. Но затем случился таинственный и невероятный поворот в его судьбе. Карбышев стал слушателем элитного Николаевского военного училища, практически военной академии.

В Петербург Карбышев приехал женатым человеком. Его избранницей стала Алиса Карловна Троянович, которая страстно влюбилась в Дмитрия и ушла к нему от мужа. Однако этот брак кончился трагедией. Однажды в приступе ревности Алиса Карловна выстрелила в себя из браунинга. Спасти ее не удалось.

Потрясенный этой смертью, Дмитрий с головой погрузился в работу. Его первым проектом после окончания академии стала Брестская крепость.

Дмитрий Карбышев прославился оригинальной системой вычислений, очень полезной в полевых условиях.

Однажды, уже будучи профессором Военной академии имени Фрунзе, он явился на лекцию с написанными мелом цифрами: на колене — единица, на поясе — двойка, на груди — четверка, и на ладони вытянутой вверх руки — восьмерка.

И пояснил: «Для стрельбы лежа роют окоп высотой до колена. На рытье такого окопа требуется час. Поэтому на колене написана единица. Для стрельбы с колена нужна глубина по пояс. На рытье требуется два часа».

И так далее.

Он на себе испробовал все эти нормативы, так как достаточно хлебнул солдатской жизни. Поэтому построенные им сооружения были необыкновенно практичными и удобными в бою.

Наступил 1914 год. Началась Первая мировая война. Карбышев без промедления потребовал направить его на фронт, в действующую армию. Ему вновь выпал случай отличиться. Он стал участником Брусиловского прорыва и был награжден шестым орденом.

Но главной наградой той поры сам Карбышев считал встречу с сестрой милосердия, удостоенной медали «За храбрость» на Георгиевской ленте, Лидией Опацкой. Их брак оказался на редкость гармоничным. Лидия Васильевна не только родила троих детей, о чем Дмитрий всегда мечтал, но и стала для него преданным другом.

Октябрьскую революцию Карбышев принял с воодушевлением и сразу же поступил на службу в Красную Армию. К тому времени он уже был специалистом необычайно высокой квалификации. Его сразу заметил Михаил Фрунзе.

Карбышев занимался строительством оборонительных сооружений по берегам рек, которые сыграли значительную роль в победах Красной Армии. Позднее Дмитрий Михайлович курировал создание оборонительных укреплений в Крыму, а также вдоль границ Украины и Белоруссии.

С 1926 года Карбышев начал преподавать в Военной академии имени Фрунзе и Академии Генштаба. Он стал известен всей военной элите страны. Его лекции, которые отличались особой наглядностью, юмором и хорошо запоминались, слушали будущие маршалы Жуков, Рокоссовский, Ватутин, Конев.

А изобретения Карбышева вмиг становились популярными. Одним из самых известных были проволочные заграждения. Мелкая тонкая проволока набрасывалась перед передним краем и останавливала даже танки, наматываясь на гусеницы. Их назвали «тенетами Карбышева».

Установка практически не требовала усилий, и их было легко переносить.

Но все же главную славу Дмитрия Михайловича составляли труды по фортификации. Именно о нем вспомнил командарм Мерецков во время советско-финской войны, в период неудач Красной Армии при штурме линии Маннергейма.

Сталин задал Мерецкому вопрос: «Какую помощь вам надо оказать, чтобы поставленная боевая задача была выполнена?»

«Товарищ Сталин. Сейчас в штаб выезжает группа военных инженеров. Среди них нет Дмитрия Карбышева. Я бы хотел, чтобы генерал Карбышев был включен».

Едва прибыв в штаб Мерецкова на Карельском перешейке, Карбышев немедленно отправился с группой саперов на передовую. Их даже обстреляли. К счастью, никто не пострадал. Командир саперов получил за эту вылазку строгий выговор. Карбышева старались беречь.

Но он был очень доволен, что удалось лично осмотреть знаменитую линию Маннергейма. Любая линия обороны имеет слабые места. Рекомендации Карбышева оказались бесценны. Линия Маннергейма, которая всеми экспертами мира признавалась абсолютно неприступной, была прорвана.

Во время подготовки к прорыву линии Маннергейма родные Карбышева больше месяца не получали от него вестей. Жена сильно тревожилась. Старшая дочь, чтобы успокоить ее, говорила: «Он же инженер, профессор. Не будет на передовой».

На что Лидия Васильевна отвечала: «Плохо же ты знаешь своего отца. Он все должен сам посмотреть и потрогать».

Интуиция не изменила Лидии Карбышевой и в мае 41-го. Она уезжала к дочери в Ленинград. А мужу через несколько дней предстояла командировка на Западную границу. У Лидии Васильевны отчего-то сжималось сердце.

Они не знали, но предчувствовали, что расстаются навсегда. Обычно Лидия Васильевна сама собирала мужа в дорогу и всегда клала ему с собой маленькую иконку. В тот раз во время сборов ее не было дома.

И Дмитрий Михайлович отправился в путь без этого оберега. Жена до конца своих дней будет винить себя за это.

Много лет спустя ученики Карбышева будут по крупицам собирать свидетельства о крестном пути своего Учителя. Узнают о его отказе от эвакуации. И о том, как мужественно 60-летний генерал держался при выходе из окружения. Руководил сооружением переправы, несмотря на возраст и звания. Много километров помогал нести раненого солдата.

Во время переправы через реку Днепр в районе Могилева Карбышев был контужен. В почти бессознательном состоянии он был захвачен в плен.

Слава генерала Карбышева опережала его. Все документы были при нем. Немцы сразу поняли, что им попался ученый с мировым именем. Он входил в высший командный состав Красной Армии, и использовать его имя в пропагандистских целях было бы большим подарком для сил Вермахта.

Первым лагерем на пути Карбышева стал Острув-Мазовецка в Польше. Затем Замосць, где попытка его вербовки не удалась. А позже Хаммельбург на юге Германии. Здесь работали крупные специалисты, которые могли похвастать успешной вербовкой генералов Власова и Трухина.

Но Карбышев оказался гестаповцам не по зубам. Тогда ему пришлось отправиться по лагерям, которые правильнее было бы назвать фабриками смерти: Майданек, Освенцим, Заксенхаузен, Маутхаузен. Везде его появление встречалось заключенными с воодушевлением.

64-летний больной, истощенный генерал Карбышев превратился в символ сопротивления фашизму. Ему принадлежат такие крылатые фразы: «Нужно оставаться честным даже в бесчестии». Он обладал таким магнетизмом, что к нему тянулись люди. Он вселял в заключенных волю к победе.

Он говорил, что бороться нужно даже в подполье, не давая врагу завоевать свою душу. Когда до освобождения Маутхаузена оставалось 77 дней, Дмитрия Карбышева и несколько сотен узников убили зверским способом. Узников облили ледяной водой до полного окоченения.

Это случилось 18 февраля 1945 года. Смерть генерала стала примером героизма, который вошел во все школьные учебники истории.

«А если спросит, что Карбышев такого сделал? Никто не ответит. Чем знаменит Карбышев, кроме своего факта гибели, облитый холодной водой? Кто такой Карбышев? Не знаю. Кто такой Власов? О, это генерал, который перешел на сторону немцев».

Это все знают четко. А Карбышева нет.

Дмитрий Карбышев. Внук генерала Д. М. Карбышева.

Ради последней попытки склонить генерала Карбышева к сотрудничеству фашисты устроили ему встречу с авторитетным немецким профессором. Он начал убеждать коллегу Карбышева, что тому предоставят лабораторию и полную свободу действий, ничего не требуя взамен.

«Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе». Таков был ответ советского генерала Карбышева.

Он продолжал воевать с врагом, даже находясь в плену.

Фашистские танки и пехота застревали в придуманных им заграждениях. Подрывались на минах его конструкции. Держали оборону в построенной им крепости в Бресте, Севастополе, Сталинграде, Ленинграде и Москве.

И важнее всего для него было именно это.

Чтобы об этой истории узнало как можно больше людей, поделитесь этой публикацией со своими друзьями.

128

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ